Аркадий Кирсанов: характеристика и образ героя
И.В. Тургенев работал над своим знаменитым романом «Отца и дети» с 1818 года по 1883 год. Произведение открывает главную проблему всех времён – проблему отцов и детей, то есть проблему поколений.
Главным героем романа является Евгений Базаров, образ которого для молодёжи своего времени стал примером для подражания. В произведении он считает себя нигилистом. У Базарова есть друг, который также является ключевой фигурой в романе, - Аркадий Кирсанов, молодой человек двадцати трёх лет. Под влиянием Евгения Базарова он тоже принимает его взгляды, то есть становится нигилистом, однако вскоре, понимая, что эти взгляды ему чужды, отказывается от нигилизма, и общение с Базаровым на этом прекращается.
Характеристика героя
Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, который по окончании университета возвращается к себе на родину – дом в Марьине. В начале романа Аркадий представляется молодым человеком, который стал похож на своего приятеля Базарова. Однако можно заметить, как Аркадий борется с самим же собой: если Базаров действительно придерживается нигилистских взглядов, то Кирсанов только подражает, он пытается быть похожим на товарища.
Это можно заметить по тому, что Аркадий не старается как-то углубиться в нигилизм, а только поверхностно относится к этому. Ему нравится чувство свободы и независимость от авторитетов.
Эти изменения в характеры не смогли уйти от взгляда его отца – Николая Петровича Кирсанова. Из-за того, что Аркадий стал придерживаться новых взглядов, в нём пробуждаются новые качества, например, он стал дерзить, чувствовать самоуверенность. Однако Кирсанов на самом деле не является таким, в нём присутствуют такие качества, как доброта, отсутствие хитрости, простота, уважение к дворянству. Но, находясь под огромным влиянием Евгения Базарова, Аркадий старательно прячет свои настоящие качества. Поэтому данному персонажу можно приписать ещё такие качества, как впечатлительность и легковнушаемость. Аркадий настолько «проникся» нигилизмом, что даже обидел собственного отца.
Но на протяжении романа его нигилистские качества растворяются. Он со временем становится похож уже не на своего товарища по университету, а на отца. От «отрицания всего» он приходит на «компромиссы с жизнью». И это так называемое смирение автор показывает, когда герой влюбляется в Одинцову, тем самым находя своё новое чувство безысходным.
Однако своё счастье он находит с сестрой Одинцовой – Катей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своего возраста Аркадий легко проникается новыми взглядами, которых придерживался его кумир Базаров, так называемый юношеский максимализм. Можно сказать, что нигилизм не слишком приходится по душе Аркадию, поскольку он не старается углубиться в данное воззрение, а только старается казаться тем, кем, по сути, не является. Однако на протяжении романа его сущность, добрая и простота, преобладает над персонажем. В конце концов, он обретает самого себя, смиряется с собственным воззрением и находит счастье.
Образ героя в произведении
(Эдуард Марцевич в роли Аркадия Кирсанова на сцене Малого театра)
Аркадий Кирсанов предстаёт перед читателями загорелым, с приятным юношеским баритоном молодым человеком. На самом деле, Тургенев не дал внешней характеристики данному персонажу. Скорее всего, автор хотел показать, что внешность данного героя не столько важна, сколько его внутренний мир и внутреннее противоречие в начале романа. Аркадий, как бы он ни выглядел, остаётся сыном своего отца и повторяет частично его участь.
Аркадий является некой противоположностью Евгения Базарова, хотя он пытается быть его копией. Тургенев показывает, что ничто не может сломить отцовского воспитание, никакое влияние других людей. Аркадий остаётся похожим на отца. Где-то он пытается казаться другим, но что было заложено в детстве и юношестве, то и остаётся с ним до конца жизни. Ко всему прочему, в Аркадии играют дворянские корни. Это говорит о том, что дворянские взгляды, которые со временем устоялись в обществе, практически невозможно устранить.
Через образы Аркадия, Павла и Николая Кирсановых Тургенев хотел показать несостоятельность дворянства, их слабость, вялость и ограниченность. Они не терпят изменений, они плывут по течению жизни. В их образах прослеживается олицетворение русского либерального дворянства.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.